Сайт  учителя 

истории и

 обществознания

 

МОУ "Лицей №2"

г. Чебоксары

 

Вотяковой

Елены  Юрьевны

Элективный  курс «Страницы  истории  общественной  мысли».

 

       Курс "Страницы истории общественной мысли"  предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и социально-экономического профиля, относится к предметной области "Обществознание". Основу содержания данного курса составляет рассмотрение различных направлений общественной мысли, отражающей зарождающиеся или устоявшиеся духовные ценности различных эпох и цивилизаций.

       Актуальность предлагаемого курса определяется действием ряда факторов. Во-первых, данный курс помогает сделать более понятной специфику обществоведческого знания, он демонстрирует учащимся, что лучшие достижения общественной мысли не знают мусорной корзины истории, ибо за ними стоят так называемые вечные проблемы и общечеловеческие ценности. Во-вторых, знакомство с классическими текстами является лучшим способом приобщения учащихся к культуре мышления. В-третьих, представление в курсе различных взглядов на общество, возможностей альтернативных решений проблем социального развития, рассмотрение так называемых открытых вопросов, по которым наука еще не пришла к устоявшимся выводам, открывает возможности показать движение науки, трудности поиска истины, разнообразие мировоззренческих подходов. Подобная ситуация помогает складыванию у учащихся критического мышления, выработке умения аргументировать и отстаивать собственные позиции. Все это способствует тому, что курс предстает перед старшеклассниками  не как набор готовых ответов на актуальные вопросы общественного развития, а как совокупность социальных проблем, уже решенных или требующих решения в наше время, развивает критичность ума, позволяет вырабатывать собственное мировоззрение.

      Цели курса:

  • формирование у учащихся целостного представления о возникновении и развитии социально-политических учений и концепций; 
  • развитие у старшеклассников способности к самостоятельному осмыслению  окружающей  действительности; создание условий для развития  мышления и  познавательных возможностей      личности 
  • формирование у учащихся интереса к многообразию культур.

      Задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными достижениями общественной мысли;
  • способствовать формированию у учащихся целостного представления об основных   социально-философских, политико-правовых, экономических  моделях и понятиях, их  исторической трансформации;
  • сформировать умение анализировать информацию, извлеченную из различных    источников;
  • вырабатывать толерантность к мнению, отличному от собственного;
  • вырабатывать отношение к теоретическому плюрализму как необходимому условию   развития общественной мысли;
  • выработать у учащихся основы политической, правовой, экономической   культуры  (умение ориентироваться в многообразии взглядов, обосновывать собственную позицию).

       Курс знакомит  учащихся  с основными достижениями передовой общественной мысли, с основными философскими, экономическими, политическими, правовыми идеями, возникшими в процессе становления человеческого общества. Курс строится по хронологическому принципу, что должно помочь учащимся увидеть общественные идеи в становлении и развитии.

     Курс "Страницы истории общественной мысли" во многом опирается на  знания, полученные учениками при изучении истории, права и экономики,  существенно расширяя и углубляя их. Данный курс тесно связан с учебным предметом "Обществознание", изучаемым учениками в 10-11 классах, но при этом не дублирует его, а включает новый для учащихся материал. Вопросы, посвященные рассмотрению истории общественной мысли, вычленяются из интегрированного курса обществознания в самостоятельный модульный курс и значительно дополняются новой учебной информацией.

      При разработке программы курса учитывались требования стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), действующая программа по обществознанию для средней школы, разработанная авторским коллективом под руководством Л.Н.Боголюбова, и программы вступительных испытаний по обществознанию ряда высших учебных заведений РФ.

     Основными формами организации учебных занятий в курсе являются:

  • лекции учителя с проблемным изложением материала, интерактивные   лекции, с  помощью которых излагается новый для учащихся материал;
  • самостоятельные лабораторные работы с последующим обсуждением результатов (работа с историческими, юридическими, литературными   источниками, философскими текстами, политико-идеологическими документами, научными и научно-популярными  текстами);
  • уроки-дискуссии, практикумы, семинары;
  • "круглые столы", обсуждение рефератов или докладов школьников;
  • проведение учебного исследования, проектная деятельность учащихся;
  • ученические конференции;
  • дебаты по актуальным проблемам общественной жизни.

       Возможно применение так называемой блоковой системы: вводная лекция, практическая  работа, итогово-обобщающее  занятие (семинар, дискуссия, "круглый стол" и т.п.).

      Контроль за процессом обучения и его итогами предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученной информации (основных терминов, понятий, фактов, точек зрения) в виде тестовых заданий, так и в большей степени проверку выработанных умений самостоятельно обрабатывать полученную информацию, определять свое к ней отношение, проверку освоения исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются такие способы проверки достижения планируемых результатов обучения, как рефераты, самостоятельные исследования, доклады на научно-практических конференциях, самостоятельная разработка учебных заданий по конкретной тематике курса.

      Изучение курса "Страницы истории общественной мысли" существенно расширит кругозор старшеклассников и поможет им лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

     Курс состоит из пяти разделов и рассчитан на 34 ч.

 

© votyakova-lena

Создать бесплатный сайт с uCoz